Принципы Яма и Нияма

Как отмечают учителя, одно из самых важных, что необходимо освоить прежде, чем приступить к освоению асан и пранаямы - освоить и опустить на уровень сердца принципы Ямы и Ниямы. Это морально-этические принципы, описанные в Хатха-йоге Прадипики. Они являются двумя первыми ступени на пути развития человека. Эти положения не следует понимать догматически, но следует помнить - что практикуя различные эзотерические техники, человек, не соблюдающий определенные принципы, может быть раздавлен своими собственными, все возрастающими силами.
"Яма" означает "контроль, управление".
Практикуя Яму, мы берем под контроль действия по отношению к миру.

Вот пять ограничений:
1) Ахимса - отказ от насилия по отношению к кому бы то ни было и к чему бы то ни было, в том числе по отношению к самому себе и к естественному порядку в мире;
2) Сатья - отказ от лжи, в первую очередь от самообмана;
3) Астейя - отказ от стремления обладать тем, что нам не принадлежит;
4) Брахмачарья - сдержанность, отказ от потакания своим страстям, желаниям и слабостям;
5) Апариграха - отказ от принятия подарков и благодеяний. Полная самодостаточность, готовность всегда расчитывать только на свои силы.
"Нияма" означает "саморегуляция".
Не владея саморегуляцией, нельзя достичь более высоких состояний сознания.

Пять правил:
1) Шаоча - означает чистоту сознания и тела. Имеется в виду чистота в окружающем человека мире, чистота тела и одежды а так же чистота сознания, мыслей, чистота внутреннего мира человека;
2) Сантоша - спокойствие и принятие всего таким, каково оно есть;
3) Тапах - постоянная, упорная тренировка;
4) Свадхьяя - Человек должен читать и усваивать смысл великих книг и писаний, написанных духовно продвинутыми людьми. Много читать без должного понимания не значит следовать принципу Свадхьяяя. Этот принцип важен тем, что устанавливает контакт с великими людьми и вдохновляет нас продолжать усилия на пути самопознания;
5) Ишвара Пранидхана - смирение и принятие истинной иерархической структуры мира.
Учителя обещают самое быстрое развитие после того как мы пройдем и осознаем принципы Ямы и Ниямы. И только после этого следует переходить к следующим этапам развития:

Принципы Ямы и Ниямы, уровни йоги, 8 ступеней хатха-йоги прадипика

Яма - универсальные этические нормы, в числе которых: ахимса - ненасилие, не причинение вреда себе и другим; сатья - правдивость в словах и помыслах; астейя - не стяжательство, скромность; апариграха - бескорыстие; брахмачарья - стремленние к добру.
Нияма - нормы внутренней дисциплины, среди которых: шауча - поддержание физической и нравственной чистоты; сантоша - внутренняя удовлетворенность собой, окружающими людьми и внешними обстоятельствами; тапас - усердие и стойкость в практике йоги; свадхьяя - изучение себя, способность к постоянному познанию нового; ишвара пранидхана - преданность Богу, устремление ума за границы личности.
Асана - позы йоги и физические аспекты практики.
Пранаяма - управление праной или, более узко, осознанное управление дыханием.
Пратьяхара - отвлечение чувств от внешних объектов.
Дхарана - сосредоточение, удержание сознания на выбранном объекте.
Дхьяна - медитация.
Самадхи - состояние «самостности»: слияние сознания, субъекта и объекта медитации.

В современном мире, особенно на Западе, практика йоги часто сводится к асанам и пранаяме, в обход первых двух ступеней. А между тем, в древней Индии соблюдение ямы-ниямы считалось обязательным для представителей высших сословий, которые, собственно, и практиковали йогу. В сущности, первая и вторая ступени - это набор морально-этических норм, направленных на поддержание социального и внутреннего благополучия человека.

И если вы действительно хотите продвижения, принципы ямы-ниямы надо соблюдать. В то же время, даже одна только практика асан и пранаямы так позитивно влияет на человека, что его образ жизни и поведение сами собой постепенно меняются. И он приходит к яме-нияме, так сказать, опытным путем.

Что же касается 5-8 ступеней, то они достижимы далеко не для всех. К тому же, для большинства представителей западного сообщества эти аспекты йоги не представляют практического интереса: вообще говоря, философские корни йоги в ее популярном варианте проявлены в самой слабой степени.

Но даже этого достаточно для самосовершенствования: выполняя асаны, мы постепенно становимся более открытыми и доброжелательными, менее рассеянными и беспокойными, более энергичными.